Рассылка материалов КПРФ.Ру
Главная Ссылки
 



Коммунисты в ЗС РК
  • Программа работы
  • Деятельность


  • История СССР и коммунистического движения
  • Статьи


  • Персоналии
  • Л.Н.Афанасьева
  • А.А.Меркушев
  • А.М.Степанов
  • П.И.Хямяляйнен
  • В.В.Шильников


  • История партии
  • Справка
  • Что такое КПРФ


  • О КПРФ
  • Как вступить?
  • Программа
  • Устав


  • Теория
  • Ист. документы
  • Библиотека
  • Статьи


  • Контакты
  • Наши координаты
  • В районах


  • Написать письмо
  • kprf-10@yandex.ru

  • О положении в Республике Карелия

    АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДОКЛАД ФРАКЦИИ КПРФ В ЗС РК



    Введение


    Год назад мы слышали доклад Главы Республики Карелия С.Л.Катанандова «О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия». Вспомним, что тогда в нем говорилось. Вспомним радость от победы Д.Медведева и «Единой России», которая как уверял нас докладчик, дает стране двигаться по избранному пути, а всем нам плодотворно работать на достижение главной цели – благополучия России и россиян».
    Год прошел. И пришло время спросить – куда привел путь, которым вы вели страну? Где «План Путина», где удвоение ВВП, где стабильность? И самое главное – понимает ли республиканская власть и правящая партия, что необходимо делать в новых экономических и политических условиях?
    Этого нет. Есть заявление: «В соответствии с указанными документами главными стратегическими целями социально-экономического развития республики являются:
    - повышение качества жизни населения
    - обеспечение устойчивого экономического роста
    -формирование потенциала будущего развития». И еще «приоритетными целями оставались в социальной сфере развитие человеческого капитала, увеличение доходов населения и сокращение их дифференциации, расширение и удовлетворение спроса граждан на жилье…»

    Давайте честно признаемся – за прошедший год мы ни на шаг не приблизились к этим целям. Но рассмотрим все по порядку.

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Еще в нашей предвыборной программе 2006 года коммунисты Карелии заявляли, что одна из главных проблем Карелии – неэффективное управление, далеко не единичные факты коррупции и взяточничества, переплетение интересов высокопоставленных чиновников с интересами конкретных коммерческих предприятий. И что нам принес прошедший год? Во-первых, ряд коррупционных историй.
    Скандалом закончилась история с уголовным преследованием В.Корниенко. Бывший председатель республиканского госкомитета по лесу, обвиняемый в превышении должностных полномочий скрылся. Причем, выяснилось, что высокопоставленный чиновник, принятый на работу в правительство РК, является гражданином Украины.
    Уголовное дело возбуждено в отношении руководителя министерства сельского хозяйства и рыболовства. Дмитрий Макеев был признан виновным в злоупотреблении полномочиями на посту директора государственного предприятия «Лесинвестэкспорт».
    Этих фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что проблема коррупции в эшелонах власти республики Карелия стоит достаточно остро.

    Что касается неэффективного управления. В условиях социально-экономического кризиса от руководства республики требуется принятие очень взвешенных решений. Один только факт. Уже в разгар кризиса, когда средства бюджета крайне необходимы для поддержки депрессивных районов с подачи правительства 50 миллионов рублей выделяется коммерческому банку «Онего». При этом нет никакой информации, насколько эффективно такое решение для республики.
    Второй факт. При принятие бюджета на 2009 год фракция КПРФ предупреждала, что его параметры придется пересматривать. Так и получается. Выходит, что так называемое «конструктивное сотрудничество» правительства и парламента приводит к принятию неадекватных решений.

    2. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    На органах местного самоуправления лежит забота о поддержании системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения на своей территории. И задача правительства – содействовать этому. А что мы видели в прошедшем году?
    А видели мы хронический конфликт с местным самоуправлением города Петрозаводска.
    Как это сказалось на решении городских проблем?
    В 2007 году избиратели Карелии стали свидетелями пропагандистской акции, когда партия власти, «Единая Россия» объявила, что якобы только по ее инициативе на ремонт петрозаводских дорог выделены очень большие средства. 100 миллионов рублей было выделено из республиканского бюджета, и 209 миллионов рублей из федерального бюджета. Замалчивалось то, что депутаты от других фракций тоже голосовали за это предложение. Однако практика показала, что даже при наличии больших денег партия «Единая Россия», полностью контролирующая исполнительную власть, не может решить конкретный вопрос – привести в порядок городские дороги. Это называется политическим банкротством.

    Что касается районов, то непродуманная реформа, связанная с принятием 131-го закона породила множество проблем. В итоге ее мы имеем более 100 поселений, с главами и депутатами городских и сельских советов. В массе своей – активные, информированные и неглупые люди. А что они смогут сделать, если все их полномочия заканчиваются уборкой помоек и сволок? Да и на это денег не хватает. Они расплачиваются за неверные управленческие решения федеральной и республиканской власти.

    Главная проблема заключается и в том, что органами республиканской власти местное самоуправление фактически назначено быть ответственным «за все». При любом ЧП, при любой нерешенной проблеме обвинения сразу сыплются на МСУ. Мол, недорабатывают, не умеют, не хотят…. Не пора ли уже отказаться от подобной риторики и признать что Глава республики и его правительство не в меньшей, а в большей степени отвечают за то, что происходит в районах?

    3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

    В целом промышленное производство в Карелии осталось на прежнем уровне. То есть никакого развития за прошедший год не было. Более того, этот год ознаменовался ликвидацией производства на первой площадке ОТЗ. Завод, с которого начинался Петрозаводск, ликвидирован, а дальнейшие перспективы производства лесозаготовительной техники весьма туманны. Думается, это символическое событие для всей промышленности Карелии. Немногим лучше обстоят дела еще на судостроительном заводе «Авангард».
    В конце прошлого года серьезные финансовые трудности стали испытывать Костомукшский ГОК, Надвоицкий алюминиевый завод, Сегежский ЦБК. Прежде всего это выразилось в массовых сокращениях работников и снижении их зарплаты. А много ли потеряли акционеры этих предприятий?
    Например, по имеющейся информации по итогам внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Северсталь», состоявшегося 26 декабря 2008 года было принято решение выплатить дивиденды по результатам третьего квартала 2008 года в размере 7 рублей 17 копеек на одну обыкновенную именную акцию или глобальную депозитарную расписку. Путем несложных расчетов получаем сумму дивидендов, примерно равную 153 миллионам долларов. Это решение было принято уже в разгар кризиса.
    Или возьмем НАЗ. Как сообщили СМИ, компания РУСАЛ закончила год без убытков. Мы конечно рады за господ Мордашова и Дерипаску, но как же быть нашим карельским рабочим, у которых сокращают зарплату или сокращают их самих? А давайте еще вспомним выгодные тарифы на электроэнергию для этих предприятий, и сравним их с тарифами для малого и среднего бизнеса, заставивших последний выйти на акции протеста. Получается, государство работает лишь в интересах олигархического капитала в ущерб и трудящимся и даже малому и среднему бизнесу.

    Более подробно остановимся на отдельных отраслях

    3.2 лесной комплекс
    На расширенном правительственном совещании 14 ноября 2008 года, в работе которого принял участие Глава РК С.Л.Катанандов, министр лесного комплекса В.Юрьев спрогнозировал итоги 2008 года: будет достигнут рост производства газетной бумаги на 2 %. Производство мешочной бумаги к уровню 2007 года составит 95 %, картона 88 %. индекс производства в деревообрабатывающей промышленности составит 83%. Тогда же было заявлено, что ситуация вполне управляема. Однако министр угадал не все показатели. Резкое снижение к уровню 2007 г. по мешочной бумаге 76%, картон 81,7 %, по пиломатериалам 76,3 %. Вывозка древесины составила лишь 89,6 % к уровню 2007 года при прогнозе 97 % .
    Более того, удручающая картина финансовая ситуация в лесном комплексе Карелии. Общий сальдированный финансовый результат предприятий ЛПК республики отрицательный. Убыток более 6 миллиардов рублей. 13 предприятий в канун нового года прекратили работу, некоторые до сих пор стоят.
    Сейчас все беды принято списывать на всемирный экономический кризис. Это, конечно, имеет место быть. Доля убыточных предприятий в лесной и деревообрабатывающей отрасли – 90 процентов, ЦБК – 60 процентов. Вместе с тем, на наш взгляд беды и недостатки лесного комплекса произошли из-за громадных ошибок в прогнозировании и управлениями ЛПК

    Лесопромышленные предприятия функционируют без достаточно обоснованной стратегии управления лесными ресурсами. Правительство действует по принципу: «передали участки лесфонда в пользование эффективному собственнику – и с плеч долой!»
    В лесопользовании много нарушений. Значительное количество древесины своевременно не вывозится, лиственная древесина остается в лесу.
    В нашей программе 2006 года мы заявляли, что новый Лесной кодекс, против которого борется КПРФ, дает нерегулируемую свободу частному бизнесу, не обеспечив при этом никакой защиты обществу и окружающей среде. Он нарушает статью 9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
    Думается, вывод из всего может быть только один. Наряду с нефтегазовой, лесная отрасль требует активного вмешательства государства, в том числе в форме национализации ряда предприятий.

    3.3 Сельское хозяйство
    Весь год мы были свидетелями, не побоимся этого слова, пиар-акции под названием «Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Нам рассказывали о вводе современной молочно-товарной фермы в Мегреге, животноводческого комплекса в Янишполе. На их возведение были потрачены сотни миллионов рублей..А теперь смотрим на показатели производства молока. – 95,3 процента к уровню прошлого года. Это как понимать? Почему в докладе нет анализа эффективности этих проектов? В докладе и материалах к нему почему-то нет такого показателя, как надой молока на одну корову. Этот показатель хоть и незначительно, но тоже снизился. Как тут не вспомнить бессмертное «хотели, как лучше, а получилось как всегда»?

    И главное – по-прежнему положение сельхозпроизводителей остается тяжелым. К концу года половина хозяйств убыточны, многие являются кандидатами на банкротство. Ликвидировано еще одно хозяйство. То есть общая деградация сельского хозяйства продолжается. Скажите, Сергей Леонидович, почему этого нет в вашем докладе? Еще одна острая проблема - скупка земель. Она продолжается и не видно, чтобы правительство принимало эффективные меры против земельных спекулянтов.

    3.4 Рост тарифов на услуги ЖКХ, проблемы управляющих кампаний
    Продолжалась пресловутая реформа ЖКХ. Если отбросить всю словесную шелуху, то суть реформы состоит в том, чтобы максимально увеличить плату за услуги и сбросить с власти на население ответственность за состояние жилья…
    Почему-то в докладе не проанализированы причины роста тарифов на ЖКХ. Заявлено – мероприятия способствовали внедрению рыночных механизмов, привлечению частных операторов в жилищную и коммунальную сферы…. А лучше ли стало тем, кого все эти организации призваны обслуживать?
    Поэтому прошли акции протеста жителей в Петрозаводске, Сегеже, Надвоицах, Кеми, Сортавале…
    Особый разговор об управляющих компаниях (УК) и товариществах собственников жилья (ТСЖ). Управляющие компании борются между собой и с ТСЖ за право обслуживания жилфонда.
    Появился даже определенный тип рейдерства в жилищной сфере. Создается группа жителей, они агитируют граждан отказаться от услуг одной УК и настаивают на передаче дома на обслуживание другой, за что и получают вознаграждение. В итоге жителям ряда домов приходят «квитки» сразу от двух организаций. Не зря же все сужается возможность выбора УК в городах и районах. Некому предъявлять претензии, жилец остается один на один с частником.
    Что касается капитального ремонта жилья, то в этом году претендовать на получение средств фонда могут только 6 муниципальных образований Карелии (Петрозаводский городской округ, Кемское, Сортавальское, Сегежское, Пиндушское и Кестеньгское поселения), поскольку пока только они выполнили все обязательные условия участия в программе. Но такие условия как создание ТСЖ и участие муниципалитетов и собственников жилья в софинансировании капитального ремонта или нереальны или являются настоящей «ловушкой» для жителей. Один факт: из тех домов, которые были включены в план капремонта в Петрозаводске, в прошлом году не отремонтирован ни один, на 1 марта из этого списка отремонтировали лишь 4.

    3.5 Строительство жилья
    Жилье – это еще один грандиозный пиар-проект нашей власти. О программе «Доступное жилье» мы тоже каждый день слышали по телевидению. Но спросим себя – а стало ли жилье доступней? Если сравнить темпы роста доходов населения и темпы роста цен на жилье, то вывод будет однозначный – нет. Жилье стало еще недоступней.
    В Карелии введено в эксплуатацию 152,5 тыс. кв.метров жилья. А на каждого жителя, только вдумайтесь в эти цифры, 0,22 кв.м жилья. То есть такими темпами проблему жилья можно решить лет так за 150-200. Выход один – массовое строительство социального жилья, что оживило бы весь сектор промышленного производства. Но власть, с ее отторжением положительного советского опыта массового строительства жилья сделать это просто не в состоянии.

    3.6 Малый и средний бизнес Он занял место «биржи труда» для активных граждан. Для тех, кто на государство давно не рассчитывает и выживает за счет своей энергии и активности. Пока здоров.
    Слов об их поддержке со стороны власти – много. В реальности нет почти ничего. Сами представители малого бизнеса говорят, что они бы справились с трудностями, лишь бы не мешали. Как в ситуации с тарифами на электроэнергию. Ведь на тарифе больше чем 10 центов малые предприятия работать не смогут, это мировая практика. А в Карелии малому бизнесу предложили тариф почти 20 центов. Мы что, забыли как остановилось все производство на Камчатке, когда там подняли тариф до 3 рублей?

    4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    4.1 Образование – тема зарплат учителей По решению правительства РК с 1 декабря 2008 года в бюджетных учреждениях введена новая система оплаты труда. Изначально были заявлены очень хорошие цели: повышение мотивации педагогических работников к качественному труду, повышение общего уровня оплаты труда педагогических работников. Но достигнуты ли они?
    Большинство работников школ и детских садов не понимают и не принимают новую систему оплаты труда. Она вызвала большое недовольство в трудовых коллективах.

    Раз уж вспомнили про зарплату, странно, что в докладе ничего не было сказано про обещание одного из лидеров «Единой России» Б. Грызлова о том, что к 2010 году средняя зарплата в России составит 25 тысяч рублей, а средняя пенсия – семь с половиной тысяч. С нашими северными эти цифры должны составлять больше 30 тысяч рублей. Осталось ждать меньше года.
    Еще один печальный эпизод уходящего года – закрытие ряда школ республики за невыполнение требований противопожарной безопасности. Даже 1 сентября не все из них смогли открыть двери ученикам. Кстати, напомним, что в 2006 году на своей Интернет-конференции Глава РК С.Л.Катанандов заявил: «Я хотел бы ещё раз подтвердить, что мы заинтересованы в сохранении всей сети муниципальных учреждений. Более того, оптимизацию мы практически завершили. Сейчас каких-то серьезных изменений в наличии тех или иных учреждений в районах не должно быть».
    Однако пресловутая «оптимизация», то есть ликвидация малокомплектных школ и ФАПов в районах продолжается.

    4.2 Здравоохранение
    Мы можем признать определенные успехи в ходе реализации национального проекта «Здоровье». Поступало оборудование, введено в эксплуатацию несколько медицинских учреждений.
    Однако в целом по-прежнему слабо развивается материальная база медицинских учреждений, особенно оказывающих первичную медицинскую помощь. Так, в 2006 году было 199 ФАПов и 19 участковых больниц, на 2009 год имеем 147 ФАПов и 12 участковых больниц. Даже если считать, что из них около 15 ФАПов практически не работали, все равно картина в сельской местности получается удручающая. К нам обращались жители Лоухского и Беломорского районов именно по этой проблеме.
    Одна из самых больных тем – льготные лекарства. С 1 января 2008 года федеральные полномочия по обеспечению лекарствами отдельных категорий граждан, имеющих право на набор социальных услуг, переданы регионам. В итоге, например по карельской подпрограмме «Развитие онкологической помощи» при фактической потребности 51 500 тысяч рублей предусмотрено 8 500 тысяч рублей в республиканском бюджете. Одна шестая часть.
    К концу года остро встала проблема роста цен на лекарства. Объяснение простое – большая часть лекарств импортные и девальвация рубля закономерно приводит к росту их стоимости. Но разве «партия власти», управляющая страной почти десять лет при растущих ценах на нефть не могла, предвидя такую ситуацию, возродить собственную фармацевтическую промышленность?
    И наконец, нельзя не вспомнить о поистине символическом объекте для карельского здравоохранения – здании Олонецкой ЦРБ, которое обещают отремонтировать каждые выборы, начиная с 1998 года. Еще два года назад вы, Сергей Леонидович, обещали нам, что она примет пациентов в 2008 году. На дворе март 2009-го, а ремонт продолжается.

    4.3 Социальная защита, труд и занятость
    Как утверждается в докладе, в 2008 году среднедушевые реальные денежные доходы населения увеличились на 2,6 процента. Фактически это означает, что большинство наших граждан не стало жить лучше.
    В Карелии проживает 225 тысяч пенсионеров. Это самая незащищенная категория населения. Рост размера пенсии на 21 процент практически весь съеден инфляцией. В докладе утверждается, что реальный размер пенсии повысился на 9,8 процентов. Однако если учесть, что самое заметное повышение цен на продукты питания и услуги ЖКХ, то можно уверенно констатировать, что положение этой многочисленной категории населения не изменилось в лучшую сторону. То есть от того экономического роста, который был еще в первой половине прошлого года, пенсионеры реально ничего не получили. И уж совершенно непонятно, почему республиканские власти не могут обеспечить пенсионеров, всю жизнь проработавших в лесу, дровами по льготным ценам.
    В Республике Карелия не обеспечено право детей-сирот на жилье. Причем, судебные решения не исполняются. Всего в очереди на получение жилья стоит 225 человек.
    В декабре Карелия вышла на третье место в России по росту безработицы. Самым проблемным в республике является Сегежский район, где без работы остались более тысячи человек. Какие меры предприняло правительство? Ничего не слышно об обещанных общественных работах. Что касается помощи безработным по организации своего дела, то учитывая настоящее отношение республиканской власти к малому бизнесу, немногие безработные решатся на подобный шаг.

    5. ЗАЩИТА СВОБОД И ПРАВ ГРАЖДАН



    Еще двадцать лет назад жители Карелии имели гарантированное право
    - на труд,
    - на бесплатное жильё (при всех издержках очереди, для большинства граждан оно было во много раз доступнее, чем сегодня)
    - на бесплатное образование (в чём все здесь присутствующие могли убедиться сами)
    - бесплатное здравоохранение (средняя продолжительность жизни в СССР была выше нынешней на десять лет). Было право на достойную старость, и пенсионное обеспечение советского ветерана было по крайней мере в три раза выше нынешнего;

    Сейчас эти права у людей фактически отобрали. Власть заявляет, что теперь мы имеем политические свободы. Однако с ними тоже серьезные проблемы.

    В Конституции заявлено о свободе слова – но оппозицию не пускают на телевидение и большинство газет. Да не то, что оппозицию – даже обычные граждане не могут высказаться.
    В Конституции заявлено о свободе избирать и быть избранным в органы власти. Но у жителей Карелии уже несколько лет назад отобрано право избирать себе главу республики. В ряде районов жители лишены даже права избирать главу местного самоуправления и главу районной администрации. За них это теперь делают депутаты.
    Мы здесь уже ставили вопрос о распоряжении карельского правительства о выделении средств населенным пунктам Сортавальского района на предмет соблюдения выборного законодательства. Когда объявлялось что деньги, в первую очередь, будут выделены для населенных пунктов района, "наиболее отличившихся во время выборов". Фактически это подкуп и политическая коррупция.
    Да, в Карелии появилась должность Уполномоченного по правам человека. Но многие ли знают, какие успехи достигнуты им в деле защиты прав человека за прошедшие полгода?

    6. ДЕМОГРАФИЯ

    И в завершении надо коснуться демографии. Почему в завершении? Потому что демографические процессы, демографическая статистика отражает качество жизни населения. Если мы вымираем, о каких успехах власти вообще можно говорить? Итак, население Карелии сократилось:
    В 2006 году – на 4778 человека
    В 2007 году – на 3688 человека
    В 2008 году - на 3466 человека
    То есть вымирание населения республики продолжается. Некоторое снижение связано с тем, что в детородный возраст вступило более многочисленное поколение, родившееся во второй половине 80-х годов. Но оно проблемы не решит. Скоро на смену им придет поколение «детей Гайдара», поколение тех, кто родился в начале 90-х годов. И мы вновь столкнемся с массой проблем. В том числе с национальными проблемами, связанными с уменьшением доли коренного населения.

    ВЫВОДЫ
    Мы должны с сожалением констатировать что то, о чем коммунисты говорили еще 15 лет назад, начинает сбываться. Интеграция в мировую экономику, в ущерб экономике собственной, всегда заканчивается плачевно. Либеральные реформы завели страну в тупик. Даже при сверхвысоких ценах на нефть власть не смогла решить ни одной серьезной проблемы страны. Момент истины уже наступает. Кризис выступил моментом истины:

    Поэтому мы не утверждаем, что все проблемы Карелии связаны исключительно с республиканским руководством. Но оно является проводником этой политики. Оно, вместо того чтобы решать проблемы республики в рамках своих полномочий просто имитировало их решение. У рядовых избирателей Карелии складывается впечатление, что существует как бы две Карелии. Первая – в отчетах правительства и в телевизионных репортажах с официальных мероприятий. Вторая – настоящая Карелия. Мы хотели бы конечно, жить в первой. Но обречены жить во второй.

    Политика властей – это цепь ярких пиар-акций, вроде программы «Доступное жилье» или выделения средств на ремонт петрозаводских дорог. И цепь таких же «ярких» провалов во многих направлениях социально-экономической политики. Прошедший год это показал наиболее наглядно.

    Мы ожидали услышать в докладе Главы республики самокритику. В советское время при всех перечислениях успехов от руководителей все же требовалась самокритика. Ведь если ты не видишь недостатков в своей работе, значит ты просто не понимаешь, что делаешь. И тем более не понимаешь, что делать дальше. К сожалению, мы это не услышали.

    Из всего вышесказанного напрашивается вывод – нынешняя власть Республики Карелии не справляется со складывающейся социально-экономической ситуацией, принимаемые ей меры не вызывают у нас социального оптимизма. И она не может справиться с ней в принципе, потому что руководствуется ложными идеями, ставя таким образом недостижимые цели. Карелия нуждается в коренных переменах во взглядах на свое будущее. В развивающейся, а не стагнирующей России.

    Депутаты ЗС РК

    П.И.Хямяляйнен
    А.М.Степанов
    А.А.Меркушев
    Л.Н.Афанасьева
    © 2005 Карельское республиканское отделение КПРФ